Могло показаться, что я считаю вообще неправильным использование графитовых карандашей и шариковых ручек при обучении детей.
Однако это не так.
Неправильно их использование только на первых этапах обучения, который можно назвать освоением форм.
К формам относится:
-- удержание линии строки;
-- удержание расстояния между строками;
-- удержание высоты букв и их ширины;
-- удержание наклона "палочек";
-- удержание единообразия элементов знаков.
Всего этого начинающий обучение письму ребенок не умеет.
Работа по освоению форм состоит из
-- Формирования образа формы. (Которое может проходить в виде различных занятий).
На основе образа формы ребенок строит
-- Моторный акт.
Затем
-- Сопоставляет полученный результат с желаемым.
Затем производит
-- Коррекцию "образа действий". ( хотя конечно никакого образа при этом не возникает, но уж сложился такой термин-обманка, я не виноват). А может и сам образ формы изменяет.
И снова, и снова, множество раз подряд.
В этой работе огромную роль играет сенсорная обеспеченность моторного акта, без которой он:
-- плохо управляется;
-- плохо воспринимается;
-- плохо запоминается и
-- плохо корректируется.
Эту сенсорную обеспеченность и дают:
-- большой коэффициент трения пишущего инструмента по бумаге,
требующий отчетливых напряжений при письме;
-- маленькое давление,
необходимое для получения следа и
-- большой коэффициент трения по коже,
минимизирующие статические напряжения в кисти,
которые маскируют "ощущения" от меняющихся напряжений.
На основе которых и формируется вышеупомянутый "образ действий".
(Ощущения в кавычках, потому как это тоже устоявшийся термин-обманка. Ощущения сознаются, а "ощущения" имеют место быть но не осознаются. При этом еще и одни умеют превращаться в другие, но не будем углубляться.).
Таким образом на начальных этапах ни грифельный карандаш ни шариковая ручка действительно не подходят.
Но после освоения и закрепления форм ими вполне успешно можно пользоваться.
Конечно аккуратно обеспечив переход.
Без которого не обойтись, но это тема следующей части.
2 комментария:
Кое-что о технике письма есть в теме "стенография". Там это называется "биомеханика письма". Можно поискать по этим словам. Или см., например, здесь:
http://www.uzel.org/article.php?id=321_art
По моим наблюдениям, скорость стенограммы зависит от легкости и подвижности указательного пальца. Хотя работают еще и два соседних (большой и средний), но они несут, скорее, поддерживающую нагрузку. А прирост скорости письма дает легкое движение указательного пальца.
"Кое-что о технике ..."
Если загуглить "стенография", то находится бесчисленное множество курсов ГЕСС. Можно найти и "фоностенографию" единственную похоже активную русскую альтернативу, по мне так безнадежную по графике.
Посмотрел по ссылке.
Практически такую-же систему я видел в ленинке в виде труда некоего барина середины 19 века. Автор этой ничуть не продвинулся.
На английском,(Shothand, stenography) легко находится множество систем.
Все найденные вызывают тоже множество претензий к графике.
"По моим наблюдениям..."
Субъективно так и должно быть, ведь указательный палец "самый умный",в смысле самый произвольный, и самый быстрый.
Основное движение письма -- "палочка" поэтому делается в его плоскости.
Но, во первых двигается он при этом не один, а вместе с соседями, а зачет,как вы понимаете в этом случае идет по последнему, как в армии,
Во вторых поперечные движения, за счет которых образуются все остальные элементы письма делает кисть. Это сгибание-разгибание и отведение-приведение в запястье.
Так что и их никак не обогнать.
Другое дело, что возможно высокую скорость, точнее частоту движений, легче поддерживать с вниманием именно на указательном пальце.
Но это уже психотехника, "внутренний стиль". Первое известное мне проникновение такового в сферу европейского письма.
В общем наблюдение интересное, надо будет самому попробовать.
Вообще тема стенографии и как часть темы развития письменности и сама по себе меня интересует, сам кропаю некоторую систему, которую представлю здесь как только руки дойдут.
Отправить комментарий